Д. И. Менделеев и Экибастуз
Д. И. Менделеев придавал большое значение роли Экибастузского угля в развитии уральской черной металлургии.
Дмитрий Иванович Менделеев — великий русский ученый, создатель Периодической системы химических элементов, одного из основных законов естествознания. Он осуществил важные исследования в самых различных областях науки и техники. Ученому принадлежит идея «прямого получения железа и стали из руды, обходя чугун". Бесценным даром русского естествоиспытателя человечеству являются идея подземной газификации угля (1888 г.), выдающиеся работы по химической переработке нефти. Он занимался метрологией, вопросами воздухоплавания, разработал состав и способ производства бездымного пороха, руководил (с 1893 г.) организованной им Главной палатой мер и весов России (ныне Научно-исследовательский институт метрологии имени Д.И. Менделеева). Д. И. Менделеев писал, что ему пришлось принимать немало участие в судьбе трех дел: нефтяного, угольного и железорудного. Особое значение придавал он каменноугольной промышленности, подчеркивая, что: «… знать угольное богатство России следует каждому из нас, потому что это запас силы еще больший, чем военные резервы». Д. И. Менделеев занимался не только донецким и уральским углем, но и интересовался углем всех известных в ту пору месторождений: сибирских, кавказских, казахских, подмосковных, среднеазиатских.
В 1888 г. Д. И. Менделеев три месяца провел в Донбассе, в это время он побывал на многих шахтах. В результате детального анализа работ этих шахт, находящихся в ведении крупных предпринимателей и акционерных обществ, он пришел к выводу о том, что «каменноугольные запасы, как и вообще ископаемые, должны быть не частною, а общегосударственной собственностью...».
Поэтому летом 1899 г. по зданию Министерства финансов России специальная государственная комиссия под руководством Д. И. Менделеева более двух месяцев занималась на предприятиях среднего Урала изучением состояния черной металлургии с целью выработки практических мер по обеспечению подъема ее производственной мощности. В состав этой комиссии входили: профессор Санкт- Петербургского университета П. А. Земятчинский, помощник начальника Морской научно-технической лаборатории С. П. Вуколов и сотрудник Палаты мер и весов, профессор Санкт — Петербургского университета К. Н. Егоров.
В то время Д. И. Менделеев совершил краткосрочную поездку в свой родной город Тобольск, где встретился с Омской судебной палатой и действительным статс — советником Николаем Карловичем Безе. На этой встрече Безе сообщает ему сведения об Экибастузских каменноугольных копях павлодарского купца, горнопромышленника Артемия Ивановича Дерова. Об этой встрече Д.И. Менделеев пишет: «Возвратившись из музея (Тобольского — С. Д.), виделся с председателем Омской судебной палаты господином Безе, только что приехавшим в Тобольск к открытию заседания Окружного суда… И эта случайная встреча дала мне много интересного для прямой цели поездки (в Экибастуз.- С.Д.), потому что господин Безе сообщил, случайно известные ему, полные данные о Экибастузских каменноугольных копях господина Дерова, лежащих в нескольких верстах на запад от Павлодара, отстоящего (по Иртышу — С. Д.) от Омска примерно на 250 верст. Там же кроме 50- саженного пласта угля нашлись: золото и серебро, руды железа и меди, а также соль». После этой встречи Д. И. Менделеев со специальным заданием направил в Экибастуз члена комиссии по обследованию Уральской железной промышленности, сотрудника Петербургской Главной палаты мер и весов технолога, профессора Петербургского горного института Константина Николаевича Егорова для осмотра на месте залежей каменных углей и определения их пригодности для металлургических заводов Урала. По поводу поездки К. Н. Егорова в Экибастуз Д. И. Менделеев пишет, что «об этом (Экибастузе. — С. Д.) новом богатстве России много говорилось в конце 1898 г. и в начале текущего года (1899 г.- С. Д.) повсюду, где интересуется подобными делами, но нигде мне ничего положительного не удалось узнать, а потому я счел необходимым послать туда К. Н. Егорова, так как узнал, что там уже строят свою (частную) подъездную железную дорогу в расчете доставлять уголь и кокс на Урал, и надо было, обсуждая будущее Урала, принять во внимание возможность участия нового топлива в будущем развитии его железной промышленности».
При поездке К. Н. Егорова в Экибастуз его сопровождал секретарь господ уполномоченных от съезда горнопромышленников Урала Владимир Викторович Мамонтов. «… Главная цель Экибастузской поездки, — пишет К. Н. Егоров,- сводилась к ответу на вопрос, может ли Экибастуз дать достаточное количество кокса или коксующегося каменного угля, по цене, близкой к существующей на Урале стоимости угля древесного?».
4 августа 1899 г. Егоров вместе с Мамонтовым из Омска на пароходе «Пермяк» по Иртышу отправился в Павлодар. Егоров в своей записке «Поздка на Экибастузские каменноугольные копи» пишет: «На другой день (7 августа,- С. Д.) мы, т.е. К. П. Михайлов (директор-распорядитель Воскресенского горнопромышленного акционерного общества»,- С. Д.), В. В. Мамонтов и я, отправились в Экибастуз. Иртыш переехали на пароме; такие паромы снабжены обыкновенно гребными колесами, приводимыми в движение силой лошадей… На другой стороне Иртыша… мы на двух тройках быстро доехали до Воскресенской пристани (ныне город Аксу.- С. Д.), находящейся в верстах 30-ти от Павлодара. Это — пристань на Иртыше и, в то же время, конечная станция железной дороги для Экибастузского угля». 8 августа они по Воскресенской (так называлась железная дорога, построенная Деровым в 1899 г.) железной дороге приезжают в Экибастуз. В Экибастузе К.Н. Егоров пробыл до 13 августа 1899 г. За это время он здесь осмотрел все действующие шахты (Старо-Владимирскую, Ново-Владимирскую, Воскресенскую, Ольгинскую) и разрезы (Мариинский и Косумовский), медеплавильный завод, Крещенский медный рудник (этот рудник сейчас остался под отвалом №2 разреза «Северный») и сделал магнитные наблюдения. После ознакомления с отчетом Егорова об угольных копях Экибастуза Д. И. Менделеев писал: «Тридцатисаженная, т.е. в мире еще небывалая, толща экибастузских, 12-верстных (по длине залежи), открытых и разведанных господином Деровым пластов и образование им «Воскресенского горного общества» для эксплуатации местности, удостоверенные К.Н. Егоровым на месте, составляют одну из важных новостей уральской железной промышленности, которую нельзя рассматривать в ее предстоящем развитии, не принимая во внимание указанного обстоятельства»
Отсюда видно, что великий химик Д. И. Менделеев придавал большое значение роли экибастузского угля в развитии уральской черной металлургии. Далее, он в свой докладной записке министру финансов России СЮ. Витте от 21 августа 1899 г., отмечая причину упадка металлургической промышленности Урала нехваткой твердого топлива, указывает о необходимости строительства железной дороги Омск — Тобольск — Пермь (через Тавды, Туры, Кушвы). «Для оживления всей уральской деятельности, — пишет он в этой докладной записке, — был бы, по-видимому полезен, так же, железнодорожный путь, уже не раз намечавшийся, от Омска через Кыштымский завод не на Казань, как предполагалось, а только до встречи с вышеуказанною дорогою, соединяющей магнитную гору с Пермью. Путь этот может принять много хлебных грузов, необходимых Уралу, свезет его продукты к Иртышу и через него можно доставить центру Урала кокс из… экибастузских копей». Однако, царское правительство не проявило интереса к развитию экибастузского каменноугольного бассейна и всячески задерживало расширение и укрепление экономических связей индустриального Урала с Казахстаном, возможно и по политическим мотивам. Тем не менее Д. И. Менделеев в своих сочинениях постоянно обращает внимание царских чиновников на значимость Экибастузского угля для развития Уральской промышленности и одновременно ставит уголь Экибастуза в один ряд с углем Донбасса и Кузбасса.
К примеру, можно привести отдельные высказывания Д. И. Менделеева об экибастузском угле. Так, он пишет: «… почти ежегодно открывается миллиардные запасы каменных углей (например, у нас в Киргизской степи, около Экибастуза...) и их добыча ежегодно растет (в 1880 г. добывалось в мире около 350 млн. т,… а в 1900 г. получается 700 млн.т ...). В конце 90-х годов в Экибастузе- в степи, в 100 верстах от Иртыша нашли громадную залежь… Россия же, сравнительно со всем миром, производя 14 процентов пшеницы, добывает только 2 процента каменного угля, и очевидно, что сюда, должно быть преимущественно направлено внимание России, если она желает занять подобающее ей место в промышленном движении человечества. Возможность же для этого дана в природе нашей страны, потому что Донецкий и Кузнецкий бассейны предоставляют по своей обширности и по доброкачественности и разнообразию своих каменных углей величайшее народное богатство ..., а бассейны-… Восточноуральский (Егоршинский), Экибастузский (в Киргизской степи около Иртыша)… так богаты каменным углем, что могут соперничать с многими из западноевропейских каменноугольных бассейнов». И в дальнейшем Д.И. Менделеев не раз отмечал благоприятные условия добывания Экибастузского угля и сравнительную дешевизну его перевозки к металлургическим заводам Урала. Так, в 1900 г. в Петербурге на совещании по угольной промышленности он положительно охарактеризовал Экибастузский каменноугольный бассейн. На этом совещании он сказал о том, что «в этом месте среди киргизских (читай: казахских- С.Д.) степей может впоследствии возникнуть крупный промышленный центр»: На этом совещании Дмитрий Иванович указал на необычайное богатство Экибастуза, которое может оказать огромное влияние на судьбу не только каменноугольной промышленности в Сибири, но и на металлургическую промышленность на Урале. Кроме того, он одной из настоятельных мер к поднятию и развитию Уральской горной промышленности считал соединение рельсовым путём Экибастузских копей с Великой Сибирской магистралью. При этом следует сказать, что кредит на изыскание этого пути неоднократно вносился в сметы начальником Сибирской железной дороги, но не получил необходимой санкции, в виду того, что на очереди стоял вопрос о постройке Оренбург- Ташкентской железной дороги. По выступлению Д. И. Менделеева журнал «Уральское горное обозрение» в № 8 за 1900 г. писал: «Профессор Д.И. Менделеев ознакомил собрание с новейшими данными о залежах каменного угля на западном берегу Иртыша к югу от Омска в так называемом Экибастузском месторождении. Запасы угля в этом месте не менее 200 миллиардов пудов, при условии легкой добычи. Вся площадь залегания имеет 17-18 верст в длину и З-З,5 версты в ширину, по форме яйцеобразное. В этом месторождении есть пласты коксующегося угля. Значение экибастузских залежей угля возрастает тем более, что здесь же по близости найдено самосадочная соль и железная руда… В заключение совещание признало желательным обратить на экибастузское месторождение самое серьезное внимание, в связи с вопросом о соединении Экибастуза с Петропавловском». В 1900-1902 гг. о весьма важном значении для Сибири экибастузского угля и необходимости соединить Экибастуз непосредственно с Сибирской магистралью высказывались в России не только лица, близко знающие Сибирь и её нужды вообще и Воскресенские горнопромышленное дело в частности, как, например, тайный советник В. В. Максимов, директор — распорядитель Воскресенского общества, инженер К. Я. Михайловский, Омский вице-губернатор А. И. Дмитриев-Мамонов, но и государственные деятели: председатель Комитета Министерств статс-секретарь С. Ю. Витте, с именем которого исторически связана постройка Великого Сибирского пути, министр путей сообщения князь М. И. Хилков, посетивший лично Экибастуз в 1896 г., а также управляющий Комитетом Сибирской железной дороги статс — секретарь А. Н. Кулаоин. С. Ю. Витте в своём докладе о поездке на Дальний Восток в 1902 г. подчеркнул, что в отношении железнодорожных путей к линии Сибирской дороги, следует обратить особое внимание на сооружение пути от Ташкента до Омска.
С другой стороны, в это время был проект об устройстве Алтайской железной дороги по проекту князя М.И. Хилкова, для этого соединения Ташкента с Сибирской дорогой, по направлению Барнаул и Верный. По этому проекту дорога минует Экибастуз, имея целью обслуживать Семиречье и Алтай. Но вместе Государственное значение Экибастуза заставило в то же время князя М.И. Хилкова выдвинуть вопрос о необходимости сооружения особой специальной железнодорожной ветки от Экибастуза до Петропавловска, о чём ранее неоднократно возбуждали ходатайства Управление Сибирской железной дороги и заводовладельцы Урала. Из изложенного явствует, что как люди науки, так и практики, как государственные деятели, так и частные лица придавали огромное значение горнозаводскому делу Экибастуза в развитии и процветании Сибирской и Уральской промышленности.
В 1901-1903гг. учредитель Воскресенского горнопромышленного акционерного общества А. И. Деров остро нуждается в деньгах. Чрезвычайно тяжелое финансовое положение заставило его с помощью своего киевского компаньона Л. И. Бродского созвать в Санкт-Петербурге 20 октября 1903 г. частное совещание по делам Воскресенского горнопромышленного общества с целью убеждения царских чиновников в целесообразности промышленного развития добычи экибастузского угля и тем самым добиться получения ссуды из Государственного банка России в размере 2 млн. руб. В этом совещании приняли участие: заслуженный профессор России Д. И. Менделеев, тайный советник В. И. Ковалевский, инспектор Главной палаты мер и весов К. Н. Егоров, коммерции советник Л. И. Бродский, А. И. Деров, тайный советник В. В. Максимов, действительный статский советник А. И. Дмитриев-Мамонтов, барон Г. О. Гинцбург, инженеры Министерства путей сообщений П. В. Березин, А. Ф. Здзярский, член от Министерства финансов Н. Д. Былим-Колосовский, товарищ директор Санкт-Петербургского частного коммерческого банка Г. Г. фон-Лерхе, горный инженер Л. Ф. Грауман, инженер Управления железных дорог Г. С. Радзиовский, присяжный поверенный М. И. Шефтель, инженер П. К. Броуд, секретарь Воскресенского горнопромышленного общества И. П. Кельберин, По открытии совещания и по просьбе Л. И. Бродского В. И. Ковалевский принял на себя руководство прениями. Затем Л. И. Бродский выразил благодарность собравшимся за их участие в совещании по делу Воскресенского горнопромышленного общества, как от своего имени, так и от имени причастных к нему лиц, указав, что предприятия это, имеет не только крупное значение для них, но и, по отзывам компетентных лиц, оно признается делом государственной важности. Вследствие этого и в виду весьма затруднительного положения дела и отсутствия, средств для его дальнейшего ведения и развития, представляется весьма желательным и полезным обсудить это дело с точки зрения частного предприятия, но еще более с точки зрения общегосударственных интересов.
На совещании, перед обсуждением рассматриваемого вопроса, Дмитриев-Мамонтов прочитал записку о предприятиях Воскресенского горнопромышленного общества, поданную Бродским, министру финансов России и другим государственным сановникам. Состояла она из трех частей. В первой давалось описание каменноугольных копей, медных, серебросвинцовых и железных рудников, Воскресенского медного завода, Воскресенской железной дороги и Воскресенской пристани на берегу реки Иртыш. Во второй части указывалось на экономическое значение предприятий общества для Сибири и Урала по компетентным отзывам государственных людей и частных лиц, горных инженеров, русских и иностранных. В третьей части описывается финансовое положение горнозаводского дела общества. В заключение, в записке сделаны следующие выводы: «Развитие Воскресенского дела, облегчение деятельности Воскресенского общества имеет весьма важное значение в государственном, экономическом и финансовом отношениях. Государственное значение этого дела усматривается из того, что оно может давать в изобилии и выдающихся качеств те металлы, в которых особенно нуждается отечественная промышленность, а именно медь и свинец, и, кроме того, может дать в изобилии каменный уголь, столь необходимый для Великого Сибирского пути.
Экономическое значение Воскресенского дела выразится в том оживлении, которое оно внесет в русскую металлургическую промышленность и в то же время поднимет благосостояние Урала и Степного края (Казахстана — С. Д. ). Наконец, финансовое значение Воскресенского дела усматривается из того, что, по всем авторитетным отзывам, в недрах Воскресенских владений лежать неисчерпаемые богатства которые при разработке могут поднять благосостояние всей Сибири».
Затем Дмитриев-Мамонтов сделал сообщение о значении каменного угля Экибастузских копей в хозяйстве Сибирской железной дороги и в общей экономии Западно-Сибирской окраины, Степного края и Урала.
В своем сообщении Дмитриев-Мамонтов подчеркнул, что одним из поставщиков по снабжению углем западного участка Сибирской железной дороги от Челябинска до Омска является Анжерская и Судженская копи для восточной части этого участка и Уральские копи для западной. Но в виду того, что провоз большого количества угля от этих копей на запад на большие расстояния оказывается невыгодно на эксплуатации железной дороги, а уголь с Урала, пробегая по Пермской железной дорогой почти такое же расстояние, обходится в Челябинске несколько более 13 коп. за пуд, то уголь Экибастуза был бы предпочтительнее для западного участка дороги.
После выступления Димтриева- Мамонтова участники совещания приступили к обсуждению первого вопроса: является ли Воскресенские предприятие (в Экибастузе — С. Д. ) в действительности таким выгодным для потребности Сибирской железной дороги и Уральских заводов (по добыче каменного угля и кокса)?
Обсуждая этот вопрос Максимов в частности отметил, что на всем пространстве Российской империи нет области, которая имела бы более богатые природные данные для развития металлургической промышленности, чем часть Казахской степи, в которых находится владение Воскресенского общества. Ископаемые богатства края на севере открываются Экибастузским каменноугольным бассейном, за ним к югу идут месторождения меди. Вся степь к югу от Экибастуза до самого Балхаша имеет весьма богатые рудные залежи меди. Из числа заявленных в районе Казахской степи медных месторождений Воскресенскому обществу принадлежит до 200. Среди разбросанных медных месторождений, обнаружено несколько десятков месторождений каменноугольных, из которых, кроме Экибастузских копей, обращает на себя внимание вполне разведанное месторождение Куу-Чеку. Здесь же заявлены десятки железорудных месторождений, из которых выделяются колоссальные выходы на поверхность земли, всего в 70 км от Куу-Чекинских копей, в виду двух гор- Тогай и Кен-Тюбе, идеальных руд, с содержанием до 70% чистого железа Южнее Каркаралинска, среди бесчисленного множества медных месторождений, имеются богатейшие залежи серебро-свинцовых руд, из которых самые известные — Гульшат на берегу озера Балхаша, где Деров выстроил недействующий ныне плавильный завод. Таким образом, здесь имеются все данные для широкого развития металлургической промышленности Сибири и Урала, с огромным общегосударственным значением.
В своем выступлении тайный советник Максимов указал на то, что в Экибастузе имеются много сортов каменного угля отличного качества. В дополнение к этому, участникам совещания было сообщено письменное мнение инженера Министерства путей сообщения В.М. Павловского, в котором говорится о высоком качестве Экибастузского угля и его важности для Сибирской железной дороги, поскольку дрова, используемые для нужд железной дороги, истощаются и дорожают. Поэтому при обсуждении вопроса о топливе для Сибирской железной дороги речь может идти только об угле.
Ковалевский, резюмируя сообщения об экибастузском угле, сказал, «что в Экибастузе есть и спекающийся уголь. Что касается запасов угля, то это уже известно многим исследователям, в том числе присутствующему в заседании уважаемому Д.И. Менделееву. Остается еще ответить на вопрос -может ли Экибастузский уголь коксоваться». Максимов указал, что коксуемость экибастузского угля доподлинно удостоверена директором Воскресенского общества К. П. Михайловым, который послал на пробу в Нижний Тагильский завод Экибастузский уголь, и результат анализов оказался удовлетворительным. К этому Деров прибавил, что это удостоверено было и на VII съезде Уральских горнопромышленников в 1899 г. Бродский заявил, что Нижний Тагильский завод уведомил его, что результаты анализов по коксованию, присланного в 1901 г. экибастузского угля следующие кокса 65%, мусора 20%, золы 15%, кокс плотный, слабозернистый. Д.И. Менделеев подтвердил, что он, также, слышал о коксующемся угле и просил прислать ему образцы такого угля. Несмотря на эти доводы, Былим-Колосовский сказал, что Урал не сможет переработать в первое время, большое количество Экибастузского кокса, ибо для этого необходимо, чтобы уральские заводы применили некоторые новые технические приемы.
Д.И. Менделеев, возражая на это, сказал, что «это не важно, что это все дело новых капиталов и что коксовому делу суждено будет получить громадную будущность. Повторяю, что виды на будущее блестящи. К тому времени, когда Китай проснется, разовьется чрезвычайное требование экибастузского угля и кокса. А пока разработка этих продуктов весьма ценна».
Затем Ковалевский предлагает перейти к рассмотрению медного дела, подчеркивая, что оно в России имеет особую важность и большую будущность. Инженер Грауман по поводу медного дела сказал: «Кроме получения меди посредством плавки, Казахская степь представляет большое поле для получения меди мокрым путем: именно в степи масса бедных руд, содержащих в среднем 4 % меди. Руды эти, по своим свойствам, как нельзя более пригодны для получения меди мокрым способом. Целые холмы сложены из таких 4% руд, и пуд меди в руде обходится не свыше 2 руб. Вряд ли, где-либо имеется такой дешевый материал для получения меди в столь значительном количестве, как в Киргизской степи». Также, он обратил внимание на то, что кварциты заключают в себе миллионы пудов меди.
По этому поводу Д.И. Менделеев подчеркнул, что «убогой руды в России… очень много, и что Воскресенскому обществу, нет нужды выставлять присутствие таких убогих руд, как особое преимущество Экибастузского месторождения, тем более, что там имеются руды с большим содержанием меди». Далее, тайный советник Максимов указал на большую важность свинцового дела, в виду недостаточной добычи свинца в России. Ковалевский в своем выступлении, подтвердив необходимость развития свинцового производства в Казахской степи, заключил, что минеральное месторождение Воскресенского общества представляет собой одно из богатейших месторождений, не только в России, но, быть может, и во всем мире. В результате обмена мнениями по этому вопросу совещание приняло следующую резолюцию: Воскресенские предприятие имеет большое значение для всего государства, преимущественно, по добыче меди, угля, свинца и пр., и, в частности для громадного района — Сибири и Урала — по добыче каменного угля и кокса. Затем участники совещания на повестку дня поставили второй вопрос: В чем именно выражаются те выгоды, какие Воскресенские предприятие способно предоставить, при развитии своей деятельности общегосударственным интересам, Западно-Сибирской окраине, Степному краю, Сибирской железной дороге и горнозаводской деятельности Урала? Выступая по этому вопросу, тайный советник Максимов прежде всего, особо, отметил что раньше всего широко разовьется деятельность самого Воскресенского общества в пределах его огромной территории. Далее, он сказал: «Что кроме принадлежащих Воскресенскому обществу богатейших угольных, серебро — свинцовых и медных месторождений, по западному и частью северному берегу Балхаша найдется еще множество других, не менее богатых месторождений. По крайней мере, все прилегающие долины покрыты остатками горных работ доисторических народов, что представляет собой лучший и безошибочный признак рудного богатства страны. Само озеро Балхаш, величиной почти равное Финскому заливу, глубоко и вполне удобно для судоходства. Западный и северный берега возвышены и повсюду имеют удобные причальные пункты. С востока в озеро впадает судоходная, на несколько сто верст, до китайского города Кульджи река Или, которая проходит по богатому Кульджинскому краю и нашему Семиречью, буквально не знающему, куда девать избытки своего хлеба.
Если горная промышленность на Балхаше, до сего времени не развивалось, то только потому, что не находилось топлива. А.И. Деров, например, плавил руду на Гульшате на кустарниках. Теперь же близ озера найдены богаты угольные месторождения, и это открывает блестящую будущность края, где теперь нет ни одного оседлого жилья, ни одной лодки. Уголь по озеру можно доставлять к рудникам; по реке Или придут к ним хлеб и рабочие из Семиречья и Кульджи. Появятся на озере судоходство, и край оживет, будет призван к широкой жизни». К этому Максимов прибавил, что в приозерных долинах найдется немало мест, пригодных для земледелия и для поселений. То же самое, он сказал и обо всем крае к югу от Экибастуза, который способен принять большое количество оседлого населения, если дать ему материальную поддержку и возможность заработать на горных предприятиях. «Не только район Балхаша — сказал он- но и весь край оставался мертвым главным образом из-за отсутствия леса. В Киргизской степи леса нет совершенно, если не считать некоторых зарослей осины и тополя в долины Иртыша до Баян- Аульской лесной дачи. Единственное топливо, во всем крае- солома и навоз-кизяк. Поэтому, здесь не только заниматься промышленностью, но и жить очень трудно. Население живет, в основном, в долине Иртыша и, вместе с пароходством, уничтожает последние остатки древесных зарослей речной долины; в степь же идти не решается, о промыслах же оно и думать не могло. При таких условиях, появление в долине судоходного на несколько тысяч верст Иртыша Воскресенского (экибастузского.- С.Д.) угля было в полном смысле слова эпохой для края и должно в ближайшем уже будущем преобразовать всю его физиономию. Теперь только и стали возможны и металлургия, и паровые мельницы и правильное пароходство Уже в первом году, например, в Семипалатинске было построено три огромных паровых мельницы, и отсюда стала вывозится мука, тогда как раньше ее привозили с Урала. К сожалению, Воскресенское дело приостановило свою деятельность, но это ничуть не умаляет того огромного значения, которое должно получить развитие здесь металлургической промышленности в должных размерах». Тайный советник Ковалевский, резюмируя высказанные по второму вопросу соображения, вывел заключение, что Воскресенские горнопромышленное предприятие, при достаточном развитии своей деятельности, принесет неисчерпаемые выгоды:
- Государству, давая в изобилии и выдающихся качеств те металлы, в которых особенно нуждается отечественная промышленность.
- Западно-Сибирской окраине и Степному краю, внося оживление во все отрасли промышленной и сельскохозяйственной жизни.
- Сибирской железной дороге и Уралу, доставляя им в необходимом количестве каменный уголь и кокс, по сравнительно дешевой цене, и новые товары для провоза. Затем ставится третий вопрос: является ли Воскресенское предприятие делом прочным и выгодным для частной коммерческой его эксплуатации, при каких именно условиях и в чем именно могут заключаться это выгоды?
По обсуждении этого вопроса совещание пришло к заключению, что Воскресенское предприятие является безусловно делом прочным и выгодным для частной коммерческой его эксплуатации при наличности достаточных оборотных средств и расширении основного капитала, результатом этого особенно при рельсовом пути, явится расширение предприятия и удешевление производства, что, в свою очередь, повлечет за собою увеличение доходности всего предприятия.
Из этого возникает четвертый вопрос: Если Воскресенское предприятие признается делом государственной важности и выгодным для эксплуатации, то, при настоящем стесненном положении Воскресенского горнопромышленного общества, истратившего на принадлежащее ему предприятие свыше 5 млн. руб., в какой именно форме могло бы быть выдано этому обществу правительственное восполнение от государственного банка и Комитета Сибирской железной дороги, для поддержания и развития Воскресенского предприятия? Бродский сообщил совещанию, что им и Деровым возбуждены ходатайства перед министром финансов об оказании обществу восполнения (ссуды) из сумм государственного банка. Главным мотивом ходатайства было желание выполнить договор, заключенный обществом с Управлением железных дорог на поставку Сибирской железной дороге 23,5 млн. пудов каменного угля. Но министр финансов, не отрицая значения Воскресенского предприятия, указал, что для удовлетворения ходатайства восполнения обществу должно быть предъявлено заинтересованным ведомствам, а именно Министерству путей сообщения, соответствующее мотивированное ходатайство. Вследствие этого, возникает необходимость просить министра путей сообщения о выяснении для Министерства финансов значения Экибастузских каменноугольных копей для нужд Сибирской железной дороги.
В то же время, на совещании выясняется определенное затруднение с выдачей промышленной ссуды из сумм государственного банка согласно требованию его устава. По вопросу относительно существующего порядка выдачи ссуд из государственного банка фон-Лерхе сказал, что по уставу государственного банка промышленные ссуды выдаются исключительно на усиление оборотных средств промышленных предприятий, имеющих особое значение, притом не свыше 500 тыс. руб. каждому, под залог' недвижимого имущества или под вполне удовлетворяющее банк поручительство. Однако, Воскресенское горнопромышленное общество хочет получить ссуду не на оборотные средства, а на оборудование и развитие производства, а еще испрашиваемая ссуда значительно превышает установленный уставом банка лимит, и кроме того, общество Дерова не имеет надлежащего актива, который оно могло бы передать банку под залог ссуды, так как единственное представляющее серьезный залог имущество, а именно Воскресенское железная дорога, уже заложено Министерству путей сообщения. Несмотря на это, выступающие по четвертому вопросу фон-Лерхе, Бродский, Ковалевский, Шефтель и Радзиовский, подчеркивая государственное значение экибастузского горнозаводского дела, приходят к общему уверенному мнению, что государственный банк может отнестись к Воскресенскому обществу Дерова сочувственно. Поэтому совещание признало, что Воскресенскому обществу следует, заручившись поддержкой Министерства путей сообщения и Комитета Сибирской железной дороги, ходатайствовать перед Министерством финансов о выдаче ссуды вне общих правил, в чрезвычайном порядке.
Затем участники совещания переходят к рассмотрению пятого вопроса Если Воскресенскому горнопромышленному обществу будет выдана ссуда, то какие именно мероприятия должно предпринять это общество для правильной и выгодной постановки дела, а также для эксплуатации медных, серебросвинцовых, и других рудных месторождений и каменноугольных копей? При обсуждении этого вопроса выяснилось, что, в случае получения правительственной помощи, деятельность общества должна быть направлена к выработке в первый год 15 млн. пудов каменного угля и 60 тыс. пудов меди. Что касается производства угля и меди в упомянутом размере, то, по сделанному подробному подсчету, для этого понадобится 1,5 млн. руб. Кроме того, необходимо еще 0,5 млн. руб., отчасти для уплаты мелким кредиторам, отчасти для пополнения инвентаря.
Фон-Лерхе добавил, что в случае принципиального согласия Министерства финансов на выдачу ссуды, на Экибастузские копи будут командированы эксперты для осмотра и проверки предприятия на месте.
Горный инженер Грауман предположил, что в первую очередь надо развить добычу угля, имея ввиду, что в Казахской степи для разработки медного дела, кроме угля из отдаленной копи Караганды, не имеется другого топлива.- Тайный советник Ковалевский уведомил участников совещания о том, что по его подсчету Воскресенское общество может получить чистой прибыли: при добыче 15 млн. пудов угля- 300 тыс. руб., выплавке 60 тыс. пудов меди- 300 тыс. руб., которые составляет 12% от затраченного, до настоящего времени, капитала.
По обсуждению пятого вопроса совещание признало целесообразным, в случае получения Воскресенским обществом правительственной ссуды в размере 2 млн. руб., ограничится годичным производством 15 млн. пудов угля и 60 тыс. пудов меди; из означенной суммы 0,5 млн. руб. употребить на погашение мелких долгов, расчет с рабочими и служащими, а также на пополнение инвентаря; эксплуатацию же серебросвинцовых и других рудных месторождений, равно как и расширение добычи меди, отложить до приискания новых средств.
Определившись с основным направлением работ Воскресенского общества, участники совещания переходят к рассмотрению шестого вопроса, заключающегося в том, что из-за необходимости доставки каменного угля по течению реки Иртыш от Воскресенской пристани до города Омска, вследствие периодических мелководий, признается необходимым проведение соединяющей железнодорожной ветки от Экибастузских копей к одной из станций Сибирской железной дороги (между городами Омском и Петропавловском) для перевозки угля, для надобностей железной дороги, и кокса, для потребностей Уральских заводов.
В связи с постановкой этой задачи участники совещания ищут ответы на такие вопросы: Какое направление должно быть избрано для такой железной дороги? Сколько могло бы стоить сооружение такой дороги упрощенного типа?
На какие средства, т.е. казны или частных обществ и компаний должна строиться эта дорога? Какие льготные условия могли бы быть предоставлены этой дороге при сооружении (со стороны правительственных финансовых учреждений и со стороны Сибирской железной дороги)? Какое количество частных грузов, по местным условиям, можно перевести по этой дороге, кроме угля, кокса, медной и свинцовой руды, т. е. грузов, предоставляемых предприятием Воскресенского общества? На совещании было сообщено мнение начальника Сибирской железной дороги В.М. Павловского о том, что по реке Иртыш не всегда возможно исправно выполнять перевозки большого количества угля с Воскресенской пристани до Омска, вследствие частых обмелений и образования перекатов, что собственно, и послужило главным основанием для ходатайство в 1902 г. Управления Сибирской желез
Комментарии
Нет комментариев