Первые школы

Первые школы

Восточный Казахстан до Великой Октябрьской социалистической революции был глухой и отсталой окраиной царской России. Население края почти сплошь было неграмотным. Специальных школ для обучения казахских детей в Восточном Казахстане не существовало.

О бескультурье и невежестве, царивших в прежней Семипалатинской области (в состав ее до 1939 года входили Усть-Каменогорский и Зайсанский уезды – С.Ч.), о большой тяге казахского народа к образованию много писали прогрессивные люди на страницах газет в конце XIX века.

В статье «Народная школа в киргизской степи» М. Мурасин писал: «Не имея настоящей школы, кочевники стремятся заменить ее домашними средствами – отдают ребят в выучку к своим грамотеям-кочевникам, проживающим тут же в ауле и вместе с ними кочующими по степи.

Таким образом, возникло нечто вроде частных школ. Что такое обучение может дать населению и что оно действительно дает, - догадаться нетрудно».

Кроме этого, в XIX веке обучение казахских детей в основном проводилось в мектебе (низшие школы) и медресе (училища более высокого типа, чем мектебе). Родители платили муле за каждый день учебы деньгами, а так же должны были делать ему подарки. Чаще всего плата проводилась натурой: продуктами питания, скотом, предметами домашнего обихода и т.п.

Основное внимание в период обучения обращалось на чтение Корана. Детей заставляли наизусть заучивать духовные стихи и молитвы. Такое обучение делало детей крайне ограниченными, пагубно отражалось на нравственной стороне учащихся, возбуждая в них фанатизм и слепое верование в ислам.

Наиболее богатая феодально-байская верхушка посылала своих детей на учебу в Омск, Петропавловск и Семипалатинск, а иногда - в Ташкент и Бухару.

Некоторым шагом вперед в деле распространения грамотности среди казахского населения явилось учреждение в 1874 году интернатов для казахских мальчиков в Усть-Каменогорске и Зайсане. Такие же интернаты имелись в г.Павлодаре, Семипалатинске и Каркаралинске. Они содержались на общественные средства волостей с пособием от казны. Этих средств не хватало на нормальное обеспечение воспитанников, отчего положение интернатов было весьма тяжелым. Общежития содержались в антисанитарном состоянии. Большая скученность воспитанников интернатов, плохая одежда и пища приводили к частым заболеваниям детей.

«Сибирская газета» от 18 декабря 1883 года писала: «Душная атмосфера комнат, плохое питание, дурная одежда, недостаток движений и воздуха – спутники интернатской жизни. Катары желудка, хроническое воспаление легких, кожные заболевания – чесотка и парша – обыкновенные и постоянные болезни интерната».

Местные власти, убедившись, что интернаты не приносят ожидаемых результатов, выступили с ходатайством перед царским правительством о преобразовании их в сельскохозяйственные школы. Такое преобразование первоначально было проведено в 1885 г., а за тем в 1894-1895 г.г. Но и эти меры не поправили дело. Казахи с неохотой отдавали своих детей на обучение в эти школы.

В 1898 г. в «Сибирском вестнике» была напечатана статья, в которой отмечалось, что «киргизское население Усть-Каменогорского уезда в отношении образования брошено на произвол судьбы. Одиннадцать киргизских волостей, собственно и составляющих Усть-Каменогорский уезд, имели на бумаге одну сельскохозяйственную школу, в которою набирали силою учеников».

С конца XIX века в сельскохозяйственных школах было введено совместное обучение русских и казахских мальчиков. Казахские мальчики благодаря постоянному общению с русскими детьми, а так же ввиду того, что преподавание велось на русском языке, быстро научились говорить по-русски, писать и читать. Кроме этого, здесь давались некоторые сведения по истории и естествознанию. При всех школах имелась ферма и мастерские. Учеников обучали простым ремеслам и мастерству. Шорному, сапожному, столярному и др. знакомили с сельскохозяйственными машинами того времени. Летом учащиеся работали на пришкольных участках, где приобретали агрономические познания.

В 1898 г. в трех сельскохозяйственных школах – Усть-Каменогорской, Каркаралинской и Зайсанской – обучалось 78 детей, 47 из них казахские мальчики. К 1902 г. контингент учащихся снизился и составлял в г. Усть-Каменогорске – 19, в г. Зайсане – только 14 человек.

Конечно, эти школы не могли внести существенных изменений в деле сельскохозяйственного образования населения, а оканчивающие их ученики бесследно «растворялись» в полумиллионном населении Семипалатинской области.

О том, что городские сельскохозяйственные школы не могут принести какой-либо пользы для культурного развития населения, вынужден был признать военный губернатор Семипалатинской области.

В своем отчете за 1905 г. на имя царя он писал: «К глубокому сожалению почитаю долгом всеподаннейше доложить Вашему Императорскому Величеству, что устроенные в области пять сельскохозяйственных школ не приносят населению ожидавшейся от них пользы и существующие немногочисленные школы для общего образования не могут дать населению практических знаний».

Замечательным событием в развитии народного образования в Восточном Казахстане явилось открытие первых аульных школ для казахских детей в начале XIX века.

Источник: С.Е.Черных. Начало положила крепость. Сборник статей, очерков. / Управление архивами Восточно-Казахстанской области, государственный архив Восточно-Казахстанской области; Сост. Л.П.Рифель. Усть-Каменогорск, 2004 - 67 с.


Комментарии

Нет комментариев

 Усть-Каменогорск

Добавлено Freddy651 8 лет назад

Посмотреть на карте

 Популярные точки области

Усть-Каменогорск (Материалов: 69)

Токтамыс (Материалов: 5)

Риддер (Материалов: 3)

Семей (Материалов: 3)

Зыряновск (Материалов: 2)

Зайсан (Материалов: 2)

Аягоз (Материалов: 1)

Курчатов (Материалов: 1)

Серебрянск (Материалов: 1)

Аксуат (Материалов: 1)

 ТАКЖЕ МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ:

0 комментариев | Автор: adil_askerov97

1 комментарий | Автор: Freddy651

0 комментариев | Автор: LPS

0 комментариев | Автор: Adil__Ka