От баркасов – к «ракетам»

Ответить на это письмо редакция попросила заведующего архивным отделом облисполкома Станислава Евгеньевича Черных.

      Около двух столетий единственным видом транспорта в Усть-Каменогорске был гужевой и водный. Грузы по суше перевозили на лошадях, быках и верблюдах, а по воде – на плотах, «каюках» (крупных лодках) и баркасах.

      В начале девятнадцатого столетия основана Усть-Каменогорская пристань, куда заводские служители сплавляли руду с Бухтарминского и Зыряновского рудников. Дальше ее перевозили на лошадях. С 1860 года сплавом руды, зерна, меда, пушнины и других даров богатой алтайской земли стали заниматься частные лица, имеющие свои баркасы. И лишь во второй половине прошлого столетия грузы стали перевозить на пароходах.

      Первый пароход из Семипалатинска до Усть-Каменогорска и далее вверх по Иртышу прошел в 1862 году. С этого времени Иртыш считался открытым для плавания паровых судов. Однако пароходство на Иртыше из-за перекатов и быстрого течения между Семипалатинском, Усть-Каменогорском и Зайсаном развивалось медленно. С образованием в 1902 году «Верхне-Иртышского пароходного товарищества» оно стало относительно регулярным. По Иртышу плавало несколько пароходов: «Монгол», «Алтай», «8-е февраля», «Прокопий Плещеев» и другие. Время их отхода было определенным. Время проезда вверх по Иртышу от Семипалатинска до Зайсана шесть-семь дней, вниз – четыре-пять дней. Во время ледохода и в период замерзания рек всякая связь Усть-Каменогорска с окрестными селами прекращалась.

      В начале девяностых годов был построен деревянный мост через Ульбу, который во время паводков нередко сносило.

      В годы Советской власти положение с транспортными связями резко изменилось. Была построена узкоколейная железная дорога, которая связала Усть-Каменогорск с Риддером (ныне Лениногорск), в 1953 году перекинул свои пролеты железнодорожный мост через реку Иртыш, по которому пролегла железная дорога от Усть-Каменогорска к Зыряновску. В конце пятидесятых годов был построен капитальный автомобильный и пешеходный мост через Ульбу, а в 1970 году – через Иртыш.

      Первые автомобили АМО-Ф15 и Форд-Т в Усть-Каменогорске появились в 1931 году. В 1934 году была налажена регулярная авиационная связь с Семипалатинском, Зыряновском, а затем и другими населенными пунктами области. 30 декабря 1935 года на станцию Защита пришел первый поезд по новой ширококолейной железной дороге Рубцовск – Защита.

      В настоящее время Усть-Каменогорск надежно связан авиационным, водным, железнодорожным и автомобильным транспортом со всей страной.

Источник: С.Е.Черных. Начало положила крепость. Сборник статей, очерков. / Управление архивами Восточно-Казахстанской области, государственный архив Восточно-Казахстанской области; Сост. Л.П.Рифель. Усть-Каменогорск, 2004 - 67 с.


Комментарии

Нет комментариев

 Усть-Каменогорск

Добавлено Freddy651 10 лет назад

Посмотреть на карте

 Популярные точки области

Усть-Каменогорск (Материалов: 69)

Токтамыс (Материалов: 5)

Риддер (Материалов: 3)

Семей (Материалов: 3)

Зайсан (Материалов: 2)

Зыряновск (Материалов: 2)

Бескарагай (Материалов: 1)

Бородулиха (Материалов: 1)

Глубокое (Материалов: 1)

Большенарымское (Материалов: 1)

 ТАКЖЕ МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ:

0 комментариев | Автор: Freddy651

0 комментариев | Автор: Max

0 комментариев | Автор: Freddy651

0 комментариев | Автор: oskemen